АРТ-ЦЕНТР «ЦВЕТ»
м. Московские ворота, Московский проспект, 102
по будням c 11-00 до 19-00 
8 (812) 986-11-32
e-mail portret-spb@ya.ru, мы в ВКонтакте
Арт-центр ЦВЕТ // Услуги // Школа рисования // Уроки рисования бесплатно // Уроки список // Пропорции лица. Типы лица, симметрия и асимметрия

Уроки рисования бесплатно

Пропорции лица. Типы лица, симметрия и асимметрия

Пропорции лица.  Типы лица, симметрия и асимметрия

Художники всегда находились в поиске универсальной формулы для создания идеального образа человеческого лица. Еще в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи математически определил гармоничность пропорций. Альбрехт Дюрер вывел свою теорию относительно рисования детей. Поэтому, прежде чем приступить к рисованию портрета, изучим особенности человеческой внешности.

В разнообразии человеческих лиц можно выявить несколько типов (смотрите рисунок ниже). Идеальным, или классическим, считается овальное лицо с небольшим сужением к подбородку, в соотношении три части в ширину и четыре в высоту. Лицо круглого типа — широкое, с одинаковым скруглением в лоной и подбородочной части. Часто встречается у китайской и якутской народности, а также у людей, склонных к полноте. Прямоугольный тип находится в правильном соотношении, но имеет горизонтальную линию лба и подбородка, несколько угловатую форму нижней челюсти. Квадратный тип — соединение округлого и прямоугольного. Имеет широкую форму и небольшую угловатость лба и нижней челюсти. Трапециевидной форме присущи узкий лоб, явно выраженные скулы, незначительное сужение нижней челюсти. Треугольное лицо имеет широкий лоб и узкий подбородок. Ромбовидное лицо — редкий тип с широкими скулами узким лбом и подбородком.

Типы лица: о — овальное; б — квадратное; в — треугольное; г — трапециевидное; А — ромбовидное; е — круглое

Определив тип лица, можно приступать к его построению. Черты лица каждого человека сугубо индивидуальны. Построив основную сетку, понаблюдайте за натурой, если есть возможность, походите вокруг нее. Сложите у себя в голове пространственную модель портретируемого. Только после этого начните строить вертикали, горизонтали и диагонали. Рисуйте то, что видите перед собой.

На первом этапе определяем ширину головы относительно ее высоты (идеальное соотношение 3:4) и овал лица согласно типу внешности. Для рисования анфас и поворота головы 3/4 проводим серединную линию. Линиями сразу закладываем и наклон головы.

Далее разделим голову на 2 равные части по горизонтали (переносица) и вертикали. Если смотреть в профиль, то череп человека в высоту будет равен его глубине. Не забудьте, что на прическу нужно заложить отдельную линию, можно в уме. Следите, чтобы горизонтальные линии были параллельны, а относительно вертикалей перпендикулярны.

о — анфас; б — ракурс 3/4; в — профиль

Лицевую часть по горизонтали визуально можно разделить на три части. От кромки волос до переносицы, от переносицы до кончика носа и от кончика носа до линии подбородка. Немного выше переносицы размечаем линию бровей.

При разметке глазных впадин помните, что между глазами должен поместиться третий глаз. Проводим верхнюю и нижнюю линию ресниц и линию верхнего века. Размечая глаза, проводим тонкие вертикальные линии вниз до линии кончика носа и вверх до линии надбровных дуг — получаем ширину носа. Таким образом, ширина носа будет равна расстоянию меж-лу глазами. Запомните: нос начинается не от внутренней точки глаза, а с треугольника между бровями.

Делим расстояние от кончика носа до конца подбородка на три части. Средняя часть — это высота губ. Глядя на натуру, делим среднюю часть на верхнюю и нижнюю губу. Из середины глаз проводим две вертикальные линии вниз до линии разреза рта и получаем ширину рта.

Если в рисунке уши не закрыты прической, тогда их тоже нужно построить. Проводим горизонтальную линию от конца брови и от линии основания носа, чуть заходя за крайние вертикальные линии головы. Это и будет высота ушных раковин. В профиль расстояние от уровня глаза до подбородка (по вертикали) будет равно расстоянию от внешнего уголка глаза до конца уха (по горизонтали).

Второй этап — конкретизация деталей.

Прямоугольник носа делим по вертикали на три части (центральная и боковые) и три по горизонтали — от линии переносицы до кончика носа (классический нос человека утончен к переносице, имеет небольшое расширение и сужение в средней части, а к кончику носа опять расширяется)  

От переносицы проводим линии до внутреннего угда гдаз. На гдаз определяем диагональ раскосости глаз, прорисовываем линии век. Уточняем изгиб брови. От переносицы проводим диагонали до начала брови. Определяем линии скул (на линии кончика носа) и перелома лба.


И несколько слов о шее. Анатомически середина шеи — яремная впадина. Наискось, симметрично с двух сторон, проходят две грудино-ключичнососцевидные мышцы, закрывающие артерии. Из названия можно понять, что нижняя их часть крепится к грудинной и ключичной костям, а верхняя — за ушной раковиной. У мужчин мышцы четко выражены, так же как и выпуклость щитовидного хряща — «кадык». У женщин шейные мышцы менее заметны, щитовидные хрящи практически не видны.

Начиная работу над рисунком и используя математический шаблон, не забывайте, что каждый человек индивидуален, а потому больше наблюдайте за натурой, выявляйте личностные характеристики. Будет лучше, если предварительно вы сделаете несколько краткосрочных набросков как деталей лица (глаз, ухо, шея, губы, нос), так и общий набросок, чтобы уловить характер модели, особенности освещения. Это улучшит конечный результат.

При рождении человек имеет пропорции, отличающиеся от пропорций в зрелом возрасте. Лицо ребенка более округло, ярко выражен лоб, глаза большие, выразительные. По отношению к объему черепа лицевая часть маленькая. Нос и рот младенца — маленькие, не выражена структура лицевых костей и мышц. Г олова по отношению к туловищу велика. Если в росте взрослого человека помещается 7—9 голов, то в росте новорожденного — всего четыре.

Что же касается симметрии, то приходится признать, что наша природа не идеальна, это связано с неравноценным развитием костей черепа и физиологией мышц лица. В процессе жизни в зависимости от характера, рода деятельности, места проживания у каждого человека развиваются различные мимические мышцы (одни много прищуриваются, другие смеются, третьи меланхоличны, кто-то любит улыбаться одной стороной рта, уголками губ, приподнимает брови, сжимает губы и т. д.). Уникальность человеческой природы заключается в асимметричности, она творит нас такими разными, неповторимо эмоционально выразительными.

Несколько советов, которые, надеюсь, помогут в работе.

Рисуя женщин и детей, старайтесь избегать острых углов, а вот к портрету мужчины они добавят жесткости и мужественности.

Используйте математический шаблон с поправкой на каждую модель.

Легкая асимметрия подчеркнет характер модели и ее сходство с рисунком.

Ведите работу постепенно: чем точнее рисунок изначально, тем лучше результат.

Можно использовать прием зеркала (мы видим рисунок в горизонтальном отражении, что выявляет неточности) или перевернуть рисунок вверх ногами.

Не стоит чересчур увлекаться деталями, подробно прорисовав уже на начальных этапах, например, один глаз, сложно понять, что делать дальше.

Набирайте тон постепенно. На каждом этапе ваш рисунок должен выглядеть по-своему законченным.

Уточняйте сходство рисунка с моделью на каждом этапе работы.

Если вы достаточно долго работали над портретом и не видите дальнейшего развития (такое бывает часто, не волнуйтесь), перестаньте лихорадочно сличать ваш рисунок с натурой, отдохните, а через время сделайте несколько более темных акцентов в некоторых местах (зрачки, глубокие тени, волосы) и доведите к ним весь рисунок.

Для того чтобы добиться объема (это одна из главных задач, которую предстоит решить), не старайтесь прорисовать с одинаковой четкостью и контрастом контур головы, плечи и лицевую часть. В этом случае можно воспользоваться фотоприемом, где резкость наводится на самое главное — лицо, а второстепенные детали уходят в расфокус. Прорисуйте более тщательно лицо, пряди волос возле лица, а макушку, контур головы оставьте менее контрастными и четкими. Это касается и плечевого пояса модели, если, к примеру, одно плечо находится к вам ближе. С помощью такого приема вы не только получите объем, но и в целом ваш рисунок будет выглядеть более профессионально.

Автор: Урок из книги Коровиной Т. Н. Рисуем портрет. 2011 г.

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД >>